ЧОУНБ

ЧОУНБ

вторник, 27 сентября 2016 г.

Клуб любителей чтения: "Божественная комедия" Данте Алегьери.

"Зорю бьют... из рук моих
Ветхий Данте выпадает,
На устах начатый стих
Недочитанный затих —
Дух далече улетает.
Звук привычный, звук живой,
Сколь ты часто раздавался
Там, где тихо развивался
Я давнишнею порой".
(Пушкин А. С.)

Заседание "Клуба любителей прозы" было посвящено "Божественной комедии" Данте Алегьери.








Данте "Ад" - анимированный эпос.
Божественная комедия
Данте Алигьери

Плод всей жизни "Сурового Данта" (так назвал гениального итальянца Пушкин), творение, в эпоху Средневековья ставшее предвестником Возрождения, труд, который стоит в ряду величайших достижений человеческой мысли, - так говорили, говорят и будут говорить о произведении, которое сам Данте Алигьери назвал просто "Комедией" (La Commedia). Прилагательное к нему добавил первый комментатор - Джованни Боккаччо, автор небезызвестного «Декамерона», желая подчеркнуть и содержание произведения, и его совершенную форму

Интересные факты

«Божественная комедия» построена чрезвычайно симметрично. Она распадается на три части: первая часть («Ад») состоит из 34 песен, вторая («Чистилище») и третья («Рай») — по 33 песни. Первая часть состоит из двух вступительных песен и 32, описывающих ад, так как в нём не может быть гармонии. Поэма написана терцинами — строфами, состоящими из трёх строк. Эта склонность к определённым числам объясняется тем, что Данте придавал им мистическое толкование, — так число 3 связано с христианской идеей о Троице, число 33 должно напоминать о годах земной жизни Иисуса Христа и пр. Всего в «Божественной комедии» 100 песен (число 100 — символ совершенства).

Одна из самых необычных в мире книг – это «Божественная комедия» Данте, написанная на листе бумаги размером 80 на 60 см бенедиктинским монахом Габриэлем Челани. Все 14000 стихов можно легко прочесть невооруженным глазом, а если посмотреть на лист с некоторого расстояния, то видишь красочную карту Италии. На этот труд Челани потратил четыре года.

Так как Италия на протяжении многих веков была раздроблена на множество мелких княжеств и городов-государств, на её территории существовало большое количество диалектов, произошедших от народной латыни. В начале 14 века флорентиец Данте Алигьери написал знаменитую «Божественную комедию», которой зачитывались во всей Италии. Именно это произведение стало одной из основных причин того, что родной для Данте тосканский диалект стал основой литературного итальянского языка. Хотя и сегодня при одинаковом написании слов их произношение в разных итальянских провинциях может сильно различаться.

Внимательный читатель может заметить и другие структурные особенности «Божественной комедии». Например, каждая кантика оканчивается словом «звезды», имена Христа и Марии рифмуются только сами с собой, в главах, посвященных аду, они вовсе не встречаются.

«Божественную комедию» перевели на множество языков. На русском она появилась впервые в XIX веке, перевод осуществлялся несколько раз разными людьми. Классическим считается перевод, выполненный Михаилом Лозинским в 1945 году, за который он получил государственную премию.


Называя свою поэму «комедией», Данте пользуется средневековой терминологией: комедия, как он поясняет в письме к Кангранде, — всякое поэтическое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке; трагедия — всякое поэтическое произведение высокого стиля с восхищающим и спокойным началом и ужасным концом. Трагедией он не мог назвать свое произведение лишь потому, что те, как и все жанры «высокой литературы», писались на латинском языке. Данте же написал ее на родном итальянском языке. «Божественная комедия» — плод всей второй половины жизни и творчества Данте. В этом произведении с наибольшей полнотой отразилось мировоззрение поэта. Данте выступает здесь как последний великий поэт средних веков, поэт, продолжающий линию развития феодальной литературы.

"Божественная комедия" в иллюстрациях. 

Художник Уильям Блэйк. Песнь 5-я. Второй круг (сладострастники). Знаменитые любовники Франческа да Римини и Паоло Малатеста.








Гюстав Доре

Сальвадор Дали.

"Божественная комедия" в песке.

Божественная комедия Данте в песке. Художник Рэй Виллафейн (Ray Villafane) известен своими необычными скульптурами тыкв на Хэллоуин: в этой работе он проявил себя как незаурядный мастер карвинга. после того, как потрясающие тыквы принесли Виллафейну славу, скульптор решил увеличить масштаб творений и взялся за ваяние из песка. В 2008 году он настолько удачно выступил на конкурсе песочной скульптуры в итальянском городе Йезоло (16 километров от Венеции), что вскоре ему поручили особую работу. И задание была не из простых: нужно было сотворить дьявола! 
Дьявол из ада "Божественной комедии" - огромный демон, сидящий на самом дне ада, но не в языках пламени, как можно было подумать, а в вечном холоде. Данте в деталях описывает князя тьмы Люцифера: у того три пасти, в каждой из которых мучаются величайшие предатели в истории. Это Иуда, Брут и Кассий (глава заговора против Цезаря). Рэй Виллафейн отразил все это в скульптуре - хотя, возможно, его дьявол выглядит слишком человеком. 

В "Божественной комедии" Люцифер больше похож на какое-то чудовище: под тремя его подбородками реют крылья, из трех уст рвутся гибельные бури. Тем не менее, Данте, скорее всего, остался бы доволен скульптурой: в ней есть и динамика, и в то же время застывший холодный пафос, будто и действительно Люцифер не сделан из песка, а вмерз в огромную сосульку. 

"Дантов ад" (так называется скульптура) был по достоинству оценен зрителями. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий