ЧОУНБ

ЧОУНБ

Библиоискусство

Уважаемые наши коллеги! На этой странице мы публикуем Ваши статьи. Присылайте нам свои письма с отзывами, пожеланиями и статьями на книжную тематику  на почтовый ящик нашей редакции kniznikov2010@mail.ru с пометкой "В рубрику "Библиотечное искусство".






_________________

19 сентября 2013г. в ЧОУНБ состоялось заседание секции «Публичная библиотека XXI века как институт поддержки и развития чтения: время перемен» в рамках II международного интеллектуального форума «Чтение на Евразийском перекрестке».
Роль библиотеки в продвижении книги и чтения в условиях развития современных информационно-коммуникативных средств, кризис чтения и пути его преодоления – такова основная проблематика прозвучавших докладов и сообщений участников встречи в ЧОУНБ. Ведущими секции выступили В. В. Ялышева – почетный гость форума, директор Центра чтения Российской национальной библиотеки, кандидат педагогических наук (г. Санкт-Петербург) и Н. С. Шмидт, заслуженный работник  культуры РФ, руководитель Центра чтения ЧОУНБ.
В докладе С. Г. Фатыхова (доктора культурологии, доцента ЧГАКИ) прозвучала уверенность в том, что печатная книга в новой информационной среде продолжает занимать свои ведущие позиции. Он отметил также, что феномен чтения относится к фундаментальным достижениям человеческого разума, его особая роль в развитии цивилизации и любого развитого общества неоспорима. 
Эту точку зрения поддержал в своем выступлении и К. А. Шишов (кандидат технических наук, поэт, писатель, культуролог). Задача современной библиотеки – продолжать добрые традиции книжности и чтения в России для повышения уровня общей образованности, формирования системы нравственных ориентиров и культурных ценностей.
Роль Интернета и его ресурсов в продвижении литературных проектов раскрыла в своем сообщении И. М. Аргутина (поэт, редактор международного поэтического Интернет-альманаха «45-я параллель», ведущий инженер ЮУрГУ). Ею подчеркнута партнерская позиция, которую должны занять библиотеки по отношению к новым источникам информации.
В. В. Ялышева среди возможных мер преодоления кризиса чтения особо выделила проектную деятельность библиотек по продвижению книги и чтения среди конкретных возрастных и социальных групп пользователей библиотек и населения.
Интерес вызвал доклад-презентация директора по развитию ПО «Радуга Лик» И. А. Коженкина (г. Рязань) «Интеллектуализированное оборудование для чтения: поиски XXI века». Он наглядно продемонстрировал возможности использования современного медийного оборудования в пространстве библиотек.
Н. А. Колодина (магистр библиотековедения, начальник отдела научной библиотеки  им. Е. Бекмаханова Павлодарского государственного педагогического института) рассказала о реализации масштабного проекта: международного фестиваля «Читающая Евразия».
Круглый стол «Чтение как осознанная необходимость» стал площадкой для обмена опытом – новыми подходами, методами и приемами продвижения книги и чтения – коллег из Екатеринбурга, Костаная, директоров ЦБС Челябинской области.
Завершил работу секции мастер-класс «Новый формат библиотечных презентаций». Специфику презентаций в формате «печа-куча» наглядно представили специалисты отдела обслуживания ЧОУНБ Н. С. Шмидт и М. В. Мухамедьярова.
По мнению организаторов и гостей секции ЧОУНБ, обсуждение проблем чтения, повышения роли библиотек в распространении книги и литературной культуры, современных технологий привлечения к чтению массовых слоев населения было конструктивным и полезным. Подчеркнуто, что условием успешной деятельности библиотек является сосуществование и взаимодействие с новейшими технологиями, правильное понимание своего места и роли в современном информационном пространстве.

____________________________________________

22.09.2013г.

Печа - куча

Печа -куча - новый формат презентаций имеет привлекательный формат и яркую внешнюю оболочку, поэтому взят на вооружение библиотекарями. К сожалению, большинство из нас формально подошли к вопросу и делают презентации обычные, сократив их до "магических" четырёхсот секунд.


Разберёмся, чем же печа - куча отличается от "простопрезентации".
Презентации печа - куча изначально создавались, как презентации для бизнеса. Поэтому печа - куча всегда ПРОЕКТА это значит, что презентациия печа - куча должна состоять из таких состовляющих:
замысел




 ИДЕЯобраз, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и 
возможность его практической реализации
Для воплощения презентации не стоит помещать на слайдах текст большого объёма.


Звук в презентации этого формата необязателен.

Видео в такой презентации неприемлемо

Но зато приветствуется большое количество картинок
 (из интернета или фотографии неважно)
Любая презентация печа - куча перед появлением перед слушателями должна пройти лифт - тест.
За то короткое время, пока презентацию демонстрируют, докладчик должен не только понравится слушателям, но и убедить потенциальных партнёров в том, что его продукт достоин внимания. 

В России печа куча в отличие от других стран, имеет некоммерческую цель. Это арт - проект. Впервые PechaKucha Nights прошла в Санкт - Петербурге почти год назад и с тех пор встречи в Москве и Санкт - Петербурге проходят регулярно.Ночь печи - кучи в Челябинске состоялась всего раз, весной этого года в коворкинг центре Чердак. Заявлялось на встречу 116 человек, но пришло довольно мало народу из-за отсутствия рекламы.Печи кучи проходят под девизом: think & drink, поскольку перерывы между презентациями сопровождаются отнюдь не кофе - паузами.


В конце каждой презентации должен возникнуть вау - эффект, когда все кто спал до этого - просыпаются, а все, кто бодрствовал, начинают задавать вопросы. По времени этот процесс порой занимает больше времени, чем сама презентация.



Книги по идеям для презентаций


________________________________________


Александр Сергеевич Пушкин почему–то больше любил зиму, чем лето. ..

Пушкин и лето

Об этом можно узнать из его стихов.

Ох, лето красное! любил бы я тебя,
 Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
 Ты, все душевные способности губя,
 Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
 Лишь как бы напоить да освежить себя -
 Иной в нас мысли нет, и жаль зимы-старухи,
 И, проводив ее блинами и вином,
 Поминки ей творим мороженым и льдом.
Лето у Александра Сергеевича «вянет»:
Вянет, вянет лето красно;
 Улетают ясны дни;
И всё же земля, по мнению поэта «ликует»:
"Явилося солнце,
 Ликует земля".
Если учесть, что сам гений…(Марина Ивановна Цветаева пишет «один») 
родился летом, строго говоря в конце весны, то предпочтение зимы лету малопонятно.
Но ведь среди пушкинистов давно решено, что вовсе не цыганка
 предсказала  Александру Сергеевичу смерть, а сам поэт
 «наученный няней и кормилицей», понял всё о своей жизни и смерти: 
«И он мне грудь рассек мечём,
 И сердце трепетное вынул
 И угль, пылающий огнем,
 Во грудь отверстную водвинул.
 Как труп в пустыне я лежал,
 И бога глас ко мне воззвал:
 "Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
 Исполнись волею моей,
 И, обходя моря и земли,
 Глаголом жги сердца людей»
А знаменитая история о зайце! Пушкина не было в Санкт-Петербурге, поскольку дорогу ему перебежал заяц! Плохая примета! На самом деле поэт предвидел трагические события на Сенатской!
И тем не менее зима притягательна и прекрасна в его стихах!
«А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
 Великолепными коврами,
 Блестя на солнце, снег лежит;
 Прозрачный лес один чернеет,
 И ель сквозь иней зеленеет,
 И речка подо льдом блестит.»
И горькое от Марины Ивановны:
«- Нет, нет, ты только представь себе! - говорила мать,  совершенно  не
представляя себе этого ты, - смертельно раненный, в снегу, а не отказался от
выстрела! Прицелился, попал и еще сам себе сказал:  браво!  -  тоном  такого
восхищения, каким ей, христианке, естественно бы: - Смертельно  раненный,  в
крови, а простил врагу!»
Нам необходимо пройти хоть немного вместе с Пушкиным по путям,
 оставленным им для нас в своей поэзии. 
Он служит нам и в любви, и в печали, и в дружбе, и в думах о смерти.

Колесо библиотечное

Вот уже третий год библиомобиль Челябинской областной научной библиотеки курсирует по дорогам области.

Команда КИБО на сегодня такова. Во главе  заместитель директора ЧОУНБ по методической работе Михайленко Елена Викторовна. Методическое сопровождение осуществляет Бизе Ирина Витальевна, а также сельский методист Евченко Татьяна Аркадьевна и директор МУ «ЦБС Красноармейского МР» Соколова Татьяна Геннадьевна. Водитель с большим опытом и умением заинтересовать полезной книгой – Шульгин Юрий Владимирович. Инженерно-техническое сопровождение – Леутин Андрей Петрович. Обслуживание и отчётность веду я, Радько Марина Александровна, библиотекарь отдела обслуживания библиотеки.
За этот период у нас есть  успехи и достижения. Так за это время мы приобрели свыше трёх сот постоянных читателей, которые, увидев на сельском клубе объявление о нашем приезде, ждут нас. Приходят сами, с детьми и друзьями, приводят соседей. Берут книги «впрок», себе, родне, внукам на летние каникулы, куме по садоводству, зятю о рыболовстве, деду про политику…
Мы освоили и активно предлагаем наши услуги населению: фонд книг и дисков, сменные тематические выставки с раскрытием фондов ЧОУНБ, сканирование и распечатка документов с помощью оргтехники, беспроводной интернет, проведение массовых акций и праздников на улице с использованием режиссёрского пульта и усиленных динамиков, демонстрация видеосюжетов на большом экране, литературные игры и викторины, выступления ряженых литературных героев. Этот перечень можно ещё долго продолжать, мы постоянно совершенствуемся, изучаем новые технологии и сами фантазируем.
За два с половиной года нас посетили около трёх тысяч человек, книговыдача составила почти тринадцать тысяч штук.
За 2012 год состоялось 29 маршрутов. КИБО посетил 77 населенных пунктов  Челябинской области, из них 63 – это посёлки Красноармейского района.
За первое полугодие 2013 года мы сделали восемь выездов в 18 пунктов.
 Наш КИБО принимал участие в праздниках, организованных для детей летних лагерей отдыха  в сёлах Канашево, Таукаево (Красноармейского района). Участвовал в крупных массовых мероприятиях: Фестиваль книги и чтения «Город открытых сердец» г.Копейск, Областной историко-литературный праздник «Во славу Отечества российского» 28.08.2-12г. с.Париж Нагайбакского района, праздник «День знаний: библиотека под открытым небом» организован ЧОУНБ, Фестиваль книги и чтения  «Челябинск читающий», Открытие трёх модельных библиотек в п.Бурановка, п.Новобуранный Агаповского района, п.Кременкуль Сосновского района.
С помощью КИБО были организованы и проведены  мероприятия совместно с ЧОДБ, ЧОБС, ЦДБС г. Челябинска: для детей с ограниченными возможностями из детского интерната г. Троицка,  детей детского дома г. Коркино (в мероприятиях использовались видео-презентации, видео-журналы, игры, кукольные представления и т.д.), для школьников с.Коелга Еткульского района и для делегатов Общероссийской общественной организации инвалидов общества слепых г.Коркино.
Была опробована новая форма работы - комплексное мероприятие для всей семьи, для пользователей всех возрастов (выездной читальный зал, слайд лекции, игры и викторины).
В июле 2012 года библиомобиль участвовал в конкурсе объявленном международным журналом «National Geographic». В конкурсе проектов мобильного обслуживания наш проект получил диплом Министерства культуры РФ и некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека».
В 2013 году КИБО организовал  праздники для горожан на площадке перед ЧОУНБ: Валентинов день и Общероссийская акция Библиофары (в рамках Библионочи). В эти дни наш библиотечный фургончик стал культурным центром района, сосредоточением творческой интеллигенции области. Возле КИБО выступали литературные клубы, писатели и поэты, вокалисты, танцевальные коллективы; внутри демонстрировались тематические фильмы, онлайн библиоконференции с Москвой, буктрейлеры различных Общероссийских конкурсов, проводились интерактивные игры, викторины, мастер-классы для детей и взрослых. Это стало следующим этапом по освоению новых форм библиотечной работы с использованием КИБО.
В июне этого года в КИБО создан спецфонд краеведческой литературы. Сегодня он насчитывает уже сотню изданий, число которых постоянно пополняется. Это книги о выдающихся личностях Уральского региона, а также произведения местных писателей и поэтов. Такая тематика очень востребована. Принято решение, по просьбам сельских читателей, организовать в КИБО фонд литературы на татаро-башкирском языке. Это связано с географией маршрутов на 2013 год.
В библиомобиле периодически  устраиваются тематические выставки из источников не только  основного фонда КИБО, но и ЧОУНБ. Самыми востребованными стали выставки по садоводству, животноводству и народным промыслам, что характерно для сельского спроса. Постоянно ведётся соцопрос среди читателей КИБО на предмет читательских предпочтений, эти данные используются для подготовки новых выставок.
Фотография: В Издательском доме «Эпоха» вышел в свет сборник материалов международной программы чтения «Певец добра и человечности», посвященной 90-летию со дня рождения выдающегося поэта ХХ столетия Расула Гамзатова. Издание осуществлено в рамках реализованного Хасавюртовской центральной городской библиотекой проекта, поддержанного финансовым грантом Фонда «Русский мир».

http://haslib.blogspot.ru/2013/06/blog-post_1573.html

http://ru.calameo.com/read/0004639030dc9d6c759bb

#РасулГамзатов #Хасавюрт #БиблиотекаВ феврале 2013 года наш библиомобиль участвовал в международном конкурсе, объявленномХасавюртовской центральной городской библиотекой  в рамках международной программы чтения «Расул Гамзатов – певец добра и человечности» (материалы размещены на блоге проекта -  http://chounbgamzatov.blogspot.ru). На суд жюри был выставлен мой проект по проведению часа поэзии на природе с использованием КИБО. Результатом участия стали  публикации в сборнике материалов международной программы чтения «Певец добра и человечности» (http://haslib.blogspot.ru/2013/06/blog-post_1573.html), посвященной 90-летию со дня рождения выдающегося поэта ХХ столетия Расула Гамзатова (Издательский дом «Эпоха») и на страницах журнала «Игровая библиотека».
Работа КИБО освещалась в СМИ, на сайтах ЧОУНБ, Министерства культуры Челябинской области, Министерства культуры РФ, РИА Новости, сайте ЧОУНБ и блоге Центра чтения ЧОУНБ. Статьи в газетах «Челябинский рабочий», «Вечерний  Челябинск», «Комсомольская правда», «Горняцкая правда» (г.Коркино), видеорепортажи на ОТВ, ГТРК-Южный Урал, СТС, 31 канал, репортажи на Радио России- Южный Урал.
В наших планах на второе полугодие 2013 года освоение новых горизонтов. Нас ждут другие районы области, где нет библиотек, мы наращиваем новый фонд краеведческой литературы, готовимся к участию в городских праздниках на 1 сентября и День города. Впереди новый учебный год, а значит, мы будем делать остановки у школ и нести знания в массы. 
Радько Марина, библиотекарь КИБО ГКУК ЧОУНБ


29.06.2013  
_________________________________________________________

ОРАКУЛ
Час поэзии

Марина РАДЬКО,
библиотекарь отдела обслуживания
Челябинская областная универсальная научная библиотека,
город Челябинск, Российская Федерация
Ханумбала АЛИЕВА,
главный библиограф
Хасавюртовская городская централизованная библиотечная система,
город Хасавюрт, Российская Федерация, Республика Дагестан

Условия проведения и оборудование

Мероприятие проводится на природе, в лесу или живописном берегу озера с участием библиомобиля, оснащенного спутниковым интернет, динамиками, ноутбуками, копировальной техникой, режиссёрским пультом для проведения музыкальных концертов. В библиомобиле демонстрируются книжная выставка «Расул Гамзатов – певец добра и человечности», мультимедийная презентация о творчестве поэта, видеоролики о его жизни и творчестве. Приглашенные гости располагаются рядом с библиомобилем у походного костра, где готовятся чай и угощение.

Вступительное слово ведущего

Поэтический марафон
Приглашенные гости по очереди читают любимые стихи Р. Гамзатова.

Литературная игра
приглашенным гостям предлагают продолжить фрагменты стихотворений Р. Гамзатова собственными строками.

Развлечение «Расул Гамзатов предсказывает»
Приглашенным гостям предлагается сосчитать все буквы в своем полном имени. Если их более 9, то нужно сложить обе цифры числа букв. К полученному однозначному числу нужно прибавить порядковый номер дня недели, на который играющий хочет получить предсказание (понедельник – 1, вторник – 2 и т.д.). Если сумма окажется двузначным числом, то нужно сложить его цифры. По окончательному результату вытягивается одна из пронумерованных карточек, в которых содержатся «предсказания от Расула Гамзатова».

1. Опять дорога, мы всегда в пути.
Я знаю, сколько прошагал и прожил.
А сколько предстоит еще пройти,
Не знаешь ты, и я не знаю тоже.
Р. Гамзатов. «Опять дорога, мы всегда в пути…» Фрагмент. Перевод Н. Гребнева.

2. Мой друг, нельзя нам жить неторопливо,
Свободных дней у нас в запасе нет...
Летит скакун! Схвати его за гриву,
Вскочи ему, упрямцу, на хребет.
Р. Гамзатов. Стихи о времени. Фрагмент. Перевод Я. Козловского.

3. Ты сел в седло, веселый иль угрюмый,
Не торопись, уму не прекословь,
На полпути остановись, подумай,
И оглянись, и путь продолжи вновь!
Р. Гамзатов. Не торопись. Фрагмент. Перевод Я. Козловского.

4. Бьют часы на стенке и за стенкою.
Радость, к сердцу людскому причаль
И дружи с часовою ты стрелкою,
Пусть с секундною дружит печаль.
Р. Гамзатов. Время. Фрагмент. Перевод Я. Козловского.

5. Что суждено, с тобою то и станет,
Уйдет былое, будущее грянет.
Но лишь любви большой и настоящей
Дано быть юной и непреходящей.
Р. Гамзатов. «Что суждено, с тобою то и станет...» Перевод А. Кардаша.

6. И разума хватило бы тебе –
молиться мирно, земли орошая,
когда бы не сошлись в твоей судьбе
горячий конь и сабля боевая.
Р. Гамзатов. Послание Шамилю. Фрагмент. Перевод Ю. Филимонова.

7. Встает заря из мглы, и птичий гам
О приближенье дня оповещает.
День настает; что он готовит нам,
Ни я, ни ты, никто другой не знает.
Р. Гамзатов. «Серебряные россыпи монет...» Фрагмент. Перевод Н. Гребнева.

8. У каждого своя на свете доля.
И лишь пространство поровну дано
Одно на всех – как вспаханное поле,
В котором дремлет вечности зерно.
Р. Гамзатов. «Пора уже довольствоваться малым…» Фрагмент. Перевод М. Ахмедовой-Колюбакиной.

9. То, что проходит, тем мы не владеем,
Лишь нынешнее нам принадлежит,
Пока мы о прошедшем сожалеем,
Жизнь день грядущий в прошлый превратит.
Р. Гамзатов. «То, что проходит, тем мы не владеем…» Фрагмент. Перевод Н. Гребнева.

У костра под аккомпанемент гитары исполняются песни на стихи Р. Гамзатова
Марина РАДЬКО,  Ханумбала АЛИЕВА    ОРАКУЛ. Час поэзии // Певец добра и человечностисборник материалов международной программы чтения. - Махачкала: Эпоха, 2013. - с. 38-39.

_________________________________________

Хочешь узнать кто убил Колобка? Играй в компьютерную игру!

_________________________

20.06.2013                                                                             
Дорогие друзья!

Хотите сделать это лето незабываемым и получить за это призы?  
Некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека» при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям проводит образовательную программу  «PRO- движение чтения».
За время реализации программы вы научитесь: как правильно планировать и реализовывать модные флешмобы и хеппининги, красиво описывать происходящее вокруг и делать рекламные продукты при помощи новых интернет-технологий.
К участию приглашаются команды, состоящие из 3-4 подростков и взрослого руководителя родителя/наставника/библиотекаря/педагога и т.д. 
Программа будет проходить в два этапа с июня по октябрь 2013:
1. Первый этап – обучающий.
Руководители команд учатся вместе с подростками организовывать, проводить и описывать в своем командном блоге на портале “Чтение-21” летнее событие/акцию по продвижению чтения с использованием новых социальных  сервисов и технологий. Размещать иллюстративный материал в блокноте Evernote. 
2. Второй этап – командный конкурс  летних событий/акций и рекламных продуктов по продвижению чтения.
Выбираем самую интересное событие/акцию по продвижению чтения, проведенную летом, лучшие рекламные материалы, созданные с помощью новых социальных сервисов и технологий. 
Программа реализуется в разделе «Продвижение чтения: новый взгляд» на портале «Чтение-21» www.chtenie-21.ru.
Регистрация команд для участия проходит до 1 августа 2013г.
Более подробную информацию можно получить на портале «Чтение-21» и у координаторов проекта Андрея Лисицкого lis@pbl.ru и Надежды Безукладниковой nb@pbl.ru
___________________________
Сбор книг для бездомных в Москве
____________________________
Теперь любой желающий может взять книгу. Для этого не нужно иметь запись в библиотеке.
LG3Pt6u8GfM.jpg
А вот комментарии коллег по цеху:
Екатерина ВасильковаЧего-то не хватает, не пойму чего...
_______________________
19 июня 2013
В петербургских библиотеках хотят ввести должность социального модератора. Новая кадровая единица уже есть в Василеостровской районной библиотеке имени Ломоносова. Социальный модератор заведует культурной работой и общественными программами. 
____________________________

20 мая 2013г.

Наши люди на РБА

Директор нашей библиотеки Гудович Ирина Васильевна,  руководитель Центра чтения ЧОУНБ Шмидт Наталья Степановна,  заведующая  сектором редкой книги Яхнина Юлия Семёновна  и заведующая отдела краеведения Пережогина Ирина Николаевна вернулись из Пензы.

На РБА они работали в разных секциях. Гудович И. В. -  на секции областных библиотек, Шмидт Н. С. - на секции № 30 - по чтению, Яхнина  Ю. С. - секция редких книг и Пережогина И. Н. - на секции краеведения. Отчёты и рассказы об основных событиях РБА ещё впереди, но первые впечатления в фотографиях - уже готовы и заставляют восхищаться великолепными интерьерами Пензенской библиотеки, любоваться природой Тарханов и анализировать материалы, привезённые Натальей Степановной из командировки.

Вот они - герои дня!









Егорова Галина Ивановна, руководитель Центра книги и чтения
 Тверской областной библиотеки

Диская Наталья Ивановна, зам. министра Культуры Челябинской области
 с начальником управления культуры и архива Пензенской области
Шиловым  Евгением Андреевичем.



наши коллеги из детской областной библиотеки и ЦБС

Диская Наталья Ивановна

Пензенский паровозик

Шмидт Наталья Степановна и Аскарова Виолетта Яковлевна





Цикл выставок "Серьёзное чтение". 

Автор этой выставки - знаток серьёзных книг

 и замечательный рассказчик

Архипова Ирина Владимировна,
зам. директора Областной юношеской библиотеки




В атомном центре в Заречном.
Все секреты закрытого города Пенза - 19.

Знаменитая хрущёвская "кузькина мать".
Наконец - то нам её показали!

Городская панорама





Пензенская кошка, поразительно напоминает суровых челябинских кошек.

Что бы это значило?





В музее Михаила Юрьевича Лермонтова

Нижний пруд. Каскад прудов 

Дуб, погибший, расщеплённый молнией.
От его корня растёт новое дерево, возраст которого 80 лет

Книжная ярмарка в Пензе

Пензенские интересности: "Лебедь, рак и щука"

Памятник Мейерхольду представляет бронзовую композицию, вмонтированную в кирпичную стену винного завода, когда-то принадлежащего отцу В.Э.Мейерхольда.. На верхней ступени лежат розы…, а дверь приоткрывает женская рука. Вот, так буднично…, шагнул в вечность…

Фотоколлаж: Марина Мухамедьярова

____________________________
22.03.23
Как привлечь молодёжь в библиотеку?
Яркий пример. К нам в читалку пришла бабушка поработать в интернете, поискать рецепты по кулинарии. А внучка не с кем оставить. Пришлось с собой брать. Вот и сидят они рядком. Только внучку не сидится на месте. Мы подошли к мальчику и спросили, что он хотел бы полистать. И теперь внук уселся за соседний стол от бабушки и налистывает себе целую кипу интереснейших ярких книжек про подводных животных.
Марина Радько
___________________________________________________

30.01.2013
... что делают с преподаванием литературы, исчезают из программы великие имена. Появляются, может быть, хорошие, но преходящие писатели...

С.БУНТМАН: Добрый день всем 12 часов 7 минут. Это «Родительское собрание». Мы сегодня будем говорить о литературе. У нас в гостях Борис Ланин, автор линии школьных учебников по литературе, учитель русского языка и литературы, заведующий лаборатории литературы в ИСМО РАО. Добрый день. ...

... появился какой-то Эппель, выглядит это так: какой-то Эппель вытеснил Пушкина, Лермонтова, Шолохова, Л.Н. Толстого. Борис, представьте, о чем идет речь, о каких программах, для каких классов? ...
______________________________________

Первая мировая война и мир сегодня

Общественная организация «Белорусский зелёный крест» объявляет Международный культурно-просветительский проект «Перекличка веков: Первая мировая война и мир сегодня», посвящённый 100-летию начала Первой мировой войны.

... будет подготовлена музейно-библиотечная программа, задача которой – создать цикл культурно-просветительских мероприятий, приуроченных к передвижным выставкам: книжные экспозиции, литературные чтения, музыкальные вечера, демонстрация видео и фото-презентаций, хроники и художественных фильмов, театральные представления, выступления историков, философов, литературоведов, ученых, обсуждения и дискуссии....

Ообращайтесь к координатору проекта Наталье Алексеевне СВЯТКИНОЙ по телефонам +375 29 667 57 80+375 17 210 00 62 или по электронной почте sviatkina@greencross.by .

________________________

То – что книга лучший подарок знают все. Но откуда пошло это выражение?
"До книгопечатания книги переписывались вручную и были очень дефицитны, а, следовательно, невероятно ценны. Книга считалась, прежде всего, источником знания, а знание, согласно религии, идёт от Бога. Поэтому хорошим тоном считалось делиться книгами с близкими и знакомыми. Это была традиция передачи знаний, способ обучения и просвещения.
Монополистами на издание книг, как самая образованная прослойка населения, в те времена  были монахи. Знание – дар и продавать его нельзя. К примеру, даже в средневековых университетах профессора не получали плату за обучение, а жили на доходы с научной, теологической и конструкторской деятельностей, занятий искусством.
Поэтому возникла традиция книги дарить" далее
______________________________________


БУКТРЕЙЛЕР

Буктрейлер – это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-то интересной книге.  В рамках этого жанра сетевого искусства заключен парадокс нашего времени, когда традиционная схема “сначала книга, потом кино” начинает работу в обратном направлении.


6  НОЯБРЯ 2012 ГОДА стартовал Всероссийский Конкурс-парад Буктрейлеров. 



Буктрейлер на книгу сонетов  Расула  Гамзатова

_________________________________

В конкурсе на звание "Самый креативный библиотекарь ЧОУНБ" в этом году победила художник Мария Худобородова из отдела маркетинга.
 Поздравляем победителя!!! Успехов в труде и счастья в личной жизни!
___________________

Поэты Наталья и Константин Рубинские в библиотеке


Библиотека за минуту

Автор роликов: Мухамедьярова М.В.
_______________________________

СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА

Объявлен список блогов-участников во Всероссийском конкурсе "Лучший библиотечный блог 2012"
Из 144 в конкурсе примут участие 119 блогов, среди которых жюри выберет лучших в 6 номинациях.
Результаты будут объявлены 15 декабря 2012г.
____________________________
Блог Центра чтения ЧОУНБ как местечковое СМИ

Сегодня библиотечный блог является весьма эффективным коммуникативным ресурсом библиотеки. Блог не требуют финансовых затрат, но способствует продвижению библиотеки в виртуальной среде и даёт возможность завязывать полезные деловые связи.

В России действуют сотни библиотечных блогов, которые созданы как дополнительные к официальным сайтам библиотек или самостоятельные интернет-ресурсы. Их можно разделить на такие виды:
- блог, работающий в дополнение к сайту;
- блог сотрудника (-ов) определённого отдела библиотеки для целей освещения работы этого отдела;
- блог одного библиотекаря для размещения личных заметок в форме дневника;
- блог, куммулирующий новости разных библиотек, центров чтений и организаций или отдельных лиц, имеющих отношение к литературе.

Часто блоги носят совмещённый характер разных видов.
Много полезного для разработчика блога культурной среды можно найти на сайте «Идеи простых решений» (http://ideafor.info) Андрея Фёдорова. Интересен и красочен блог «Библиотекарша» Линдеман Е.В. (http: //bibliotekarsha.blogspot. com).
Информативны блоги: «Библиотеки на Урале: корпоративный блог библиотек Свердловской области» (http: //bibl-ural.blogspot.com), «Путешествие по библиотекам» (http: //bibliozal.blogspot.com), «Библиомания» Ирины Огневой (спасибо за статью «Библиотекарю про социальные сети» от 9 января 2011 г.(http:// bibliomaniya.blogspot.com /2011/01/blog-post_7084.html).

О нашем блоге
8 сентября 2009г. был создан блог Центра чтения ЧОУНБ.
C предложением о создании выступила Егорова Галина Ивановна – председатель координационного совета региональных центров чтения и блогов центров чтения в России (руководитель Тверского центра книги и чтения Тверской областной библиотеки им. М.Горького). Большое спасибо за предложение! Поддержала эту идею руководитель Центра чтения ЧОУНБ – Шмидт Наталья Степановна.
Блог стал нам необходим. Во-первых, для целей пропаганды чтения вообще. Во-вторых, для дополнительной рекламы ресурсов библиотеки. В-третьих, остро нужно было современное средство общения с деловыми партнерами, выходящее за рамки просто текстовой переписки электронной почты.
Изначально наш блог планировался как дневник отчётов о проведенных мероприятиях в библиотеке. Вид отчетов был такой: информационное сообщение о событии (время, место, предмет рассмотрения, для кого, выводы, фото). Постепенно, помимо главной страницы, появились и другие: Советуем почитать, Новости культуры, Библиотечное искусство. Авторами статей кроме меня становились со временем мои коллеги из разных отделов библиотеки. Теперь наши читатели тоже присылают письма с просьбой разместить их материалы. Например, на блоге на странице «Советуем почитать» публикуются рецензии и отзывы на книги наших читателей. Часто мы проводим социологические опросы на литературные и злободневные темы. По результатам видим хорошую активность читателей. Нам присылают письма читатели - участники викторин и просто со своими стихами. Некоторые письма мы публикуем на странице «Письма от читателей». Свои вопросы и оценки наши читатели оставляют в комментариях к сообщениям блога. Со многими виртуальными читателями уже налажены деловые контакты. Среди наших новых коллег кандидаты и доктора наук, преподаватели высшей школы, аспиранты, писатели, издатели и журналисты. Блог помог привлечь в библиотеку новых читателей, которые узнали о проводимых мероприятиях в ЧОУНБ через блог.
Блог помогает реализовывать проекты. Например, в 2011 году благополучно реализован проект «Волонтёры», где молодые люди, не литературной среды, рассказывали на странице блога о своих предпочтениях в книгах и чем им помогает чтение в жизни. В 2012 году стартовал проект «Молодые голоса Южноуральской литературы». Мы взялись представить все молодые таланты наиболее значительных литературных объединений г.Челябинска. на блоге выложены их сочинения и краткие биографические справки. Цель этого проекта - привлечь внимание к литературе Южного Урала, молодым авторам и их произведениям, а также довести до сведения жителей Челябинска информацию о литературных объединениях с целью последующего участия челябинцев в творческой работе этих объединений.
Со временем стали необходимы дополнительные страницы на блоге. Так появились там: Фотоархив (незаменимый помощник для отчётов перед вышестоящими инстанциями), Наши партнёры, Наши читатели, Новости культуры. В дополнение были созданы страницы: Мир фэнтази (для творческого самовыражения отдельных сотрудников библиотеки), Приложения, Мысли вслух (инфо и фото не литературного характера, о путешествиях сотрудников, путевые заметки и т.п.), Литмастерская (клуб начинающих писателей при ЧОУНБ), Библиомобиль.
Мы стараемся держаться в курсе современных тенденций. На блоге постоянно ведутся работы по техническому обновлению интерфейса, рассматриваются возможности внедрения новых ресурсов.
В работе с блогом бывают и свои сложности. В своём выступлении 26.04.2011г. Яков Леонидович Шрайберг, генеральный директор ГПНТБ России, на 10-й Международной научно-практической конференции "Электронный век культуры", проходившей (с 26 по 29 апреля 2011 года) в поселке Красная Поляна, Сочи, справедливо обратил внимание на опасности цифровых технологий – «… Это не только проблемы, связанные с авторским правом, но и отсутствие нормального полнотекстового поиска, прямого доступа к информации и т.п…. Библиотеки должны быть навигаторами в море информации (будь она на традиционных, электронных носителях или в виде разделов Интернета)». Так, мы стараемся всегда отсылать виртуального читателя на официальный сайт ЧОУНБ, где у нас размещаются электронный каталог литературы библиотеки и полные тексты авторских статей на литературные темы, адреса официальных сайтов с электронными ресурсами научного характера.
У нас множество творческих планов. Мы верим, что впереди у нас ещё много свершений. Мы рады сотрудничеству с другими центрами чтения. Пишите нам и заходите на наш блог!

Радько Марина, главный редактор блога Центра чтения ЧОУНБ

Литература:

«Библиотекарю про социальные сети» от 9 января 2011 г.(http:// bibliomaniya.blogspot.com /2011/01/blog-post_7084.html).

Первое десятилетие информационного века: влияние информационно-электронной среды на роль и позицию библиотек в развивающемся обществе ежегодный доклад конференции «Крым». Год 2010 / Я. Л. Шрайберг. — Судак ; Москва : издательско-препрографический центр ГПНТБ России, 2010. — 77с.

Электронная информация и электронные ресурсы :публикации и документы, фонды и библиотеки / А. И. Земсков, Я. Л. Шрайберг. — Москва : ФАИР, 2007. — 527 с.

Фестиваль блогов. Критерии оценки // http: //eelmaa.blogspot.com /2012/06/ blog-post.html
______________________________
О котах в библиотечных интерьерах!!!

___________________________________________________
Про Греку и библиотеку   Алевтина Терпугова  басня
Ехал Грека через реку
в клуб ночной на дискотеку.
Проезжал библиотеку -
непогасший огонёк.
«В наше время, в нашем веке,
для чего библиотёки?», -
он презрительно изрёк.
Едет дальше важный Грека…
Видит Грека: в реке - рак.
Сунул Грека руку в реку -
рак подумал: «Вот, дурак!».
И за руку Греку – раз!
(С детства памятный для нас
поучительный рассказ)
Не ленился б оный Грека,
посещал библиотеку,
книжки умные читал,
биологию бы знал,
стал бы умным человеком.
Не совал бы руку в реку.
А вступил бы в ипотеку.
………………………..
Бедный глупый парень Грека!
Мораль:
Молодому человеку,
хоть китайцу, хоть узбеку,
непременно надо знать,
где найти в библиотеке,
в электронной картотеке,
и про раков, и про реки…
Книжки надобно читать!
26. 95. 2011г.
____________________________________
«Живая библиотека» (Human Library).
5-6 ноября 2011г.  в Российской государственной библиотеке для молодёжи открыло свои двери для посетителей русское отделение проекта «Живая библиотека» (Human Library). Взять почитать «живую книгу» можно будет с с 14:00 до 19:00 (но не позже 18:30). В чём же суть этого проекта?
Каждый человек при рождении открывает свою собственную книгу жизни. За время, что он живет, эта книга растет, в неё добавляются новые страницы, текст и иллюстрации, меняется обложка и, возможно, переплёт. Люди, как и книги, делятся по интересам и стилям и, группируясь, образуют полки; полки собираются в стеллажи, а те – в хранилища, зачастую отделённые друг от друга толстыми стенами. Попадая «не в своё хранилище», каждый человек сталкивается с непониманием и, зачастую, не сумев хоть как-то приспособиться, становится изгоем.
«Живая библиотека» – это русскоязычный вариант проекта Human Library, придуманного Датской организацией Stop The Violence в 2000 году. Его суть состоит в том, чтобы научить общаться и понимать друг друга людей разных профессий, вероисповеданий, культур и молодёжных течений, и постараться превратить наше общество из обособленных «хранилищ» в целый огромный зал, где каждый сможет познакомиться, понять и примерить на себя точку зрения «книг» с других «стеллажей».
«Живая Библиотека» – это социальная игра, в рамках которой легче осуществить общение, по тем или иным причинам нереализуемое в повседневной жизни. Особый формат общения с участием «библиотекарей» и определёнными правилами позволяет собеседникам легче преодолеть естественную неловкость, возникающую при общении на личные и «неудобные» темы с незнакомым человеком.
«Живая библиотека» работает так же, как и обычная библиотека: «читатели» приходят, заполняют библиотечную карточку, выбирают «книгу» и «читают» её в течение определенного времени. После чего возвращают «книгу» в библиотеку и, если захотят, берут другую. Отличие лишь в том, что книги «Живой библиотеки» – это живые люди, которые готовы делиться с «читателями» своим личным опытом и искренне отвечать на их вопросы, а процесс чтения – это разговор.
За 11 лет своего существования Human Library стала постоянным гостем в большинстве стран Европы, Северной и Южной Америки, некоторых странах Азии и даже в соседней Украине.
____________________

Воспитать читателя!?
…Читатель – лицо незаменимое.
Без него не только наши книги, но и все произведения
Гомера, Данте, Шекспира, Гёте,
Пушкина – всего лишь немая мёртвая груда бумаги.

С. Маршак

Hadent sua fata libelli… - книги имеют свою судьбу. Эта популярная поговорка весьма известна. Но как справедливо замечает венгерский просветитель И.Рат-Вег (1870-1959), смысл этого популярного латинского стиха, принадлежавшего перу Теренциана Мавра, совсем иной, и означает «Судьбы книг зависят от восприятия их читателем» «Pro captu lectoris hadent cua fata libelli». Следовательно, Читатель – главное действующее лицо. Об этом говорит и Рубакин, определивший триаду читатель-книга-автор. Нам, воспитанным в литературном обществе, странно и непривычно видеть автора в этой триаде на последнем месте.
Возможно, осознание этого факта поможет нам лучше понять закон Гумбольдта – Потебни – человеческая речь устная или письменная не есть смысл, речь - лишь пусковой механизм, позволяющий смыслу появиться. Следовательно, чтобы состоялся автор, необходим читатель Согласно Э.Эннекину (1858-1888), художник не зависит от общественной жизни. Одна и та же эпоха давала совершенно разных писателей (Толстой и Достоевский; Еврипид и Аристофан). Центр тяжести в таланте автора. Именно с него появлением начинается «игра притяжений и отталкиваний». Связь художника с обществом заключается лишь в наличии у автора почитателей и поклонников, сиречь – читателей.
Как воспитать читателя? Возможно ли это? Любое воспитание предполагает, прежде всего, наличие авторитетов. Медийный век привёл к частичному разрушению институтов работающих прежде. Толстые журналы, делавшие литературную критику достоянием многих, утратили позиции. Да и сама критика сегодня мало, кому интересна, разве что узкому кругу специалистов. Рекомендациями родителей и библиотекарей, как показывают социологические опросы, молодые читатели воспользуются в последнюю очередь.
Старые институты, обеспечивающие вертикальную организацию культурного пространства, частично разрушены, а пришедшая им на смену горизонтальная организация культурного процесса, когда все участники (автор, критик, исследователь, библиотекарь, издатель, читатель) равны – ещё только разрабатывают свою стратегию.
Но чтобы стать личностью, необходимы книга и чтение. Как справедливо утверждает У.Эко: «Книга – это не способ присвоить чужой ум, наоборот, книги – машины для провоцирования собственных новых мыслей, и, следовательно, создают личность.
Вместе с тем количество читающих книги (бумажные или электронные) во всём мире год от года сокращаются. Беспокойство по этому поводу высказывают не только люди книжной культуры, но и первые лица государства (В.В. Путин), а дискуссиями, обсуждением и мрачным пророчествам нет числа (например, Л.Г.- 2011.- № 10. М. Шатунский «Смерть текста»). Казалось бы, чего проще, необходимо соединить автора и читателя, помочь им найти друг друга. Но как это сделать? Институт литературных агентов у нас тоже практически не развит, разве что в столице. Здесь примером может быть Институт книги (А. Гаврилов). Последовательно и очень грамотно раскручиваются лауреаты премии «Просветитель». Видеомосты, онлайн – лекции, живые выступления интересных и талантливых авторов, конкурсы читателей. Есть, чему поучиться.
Челябинск в этом году провёл IV конкурс издательско-полиграфической продукции. Тоже интересные, талантливые авторы, прекрасные издания. Библиотеки организовали встречи с лауреатами и издательствами-победителями в различных аудиториях, провели обзоры, поставили книжные выставки. Но думается, яркое событие достойно большего внимания СМИ. Блистательная и любимая не только детьми радиопередача «Брось всё и читай» (Н.В. Капитонова)- пока единственная в книжном мире.
И ещё. Все творческие встречи, презентации книг и издательств - организованные в библиотеках на книжных фестивалях, читательских марафонах никак материально не поощряются. Библиотеки не имеют возможности платить. Хорошо, автор заинтересован в личной известности автор. А артист. Чтение стихов или прозаического текста в профессиональном исполнении – прекрасный побудительный мотив для чтения. «Нет лучшего способа побудить читательский аппетит, чем подразнить запахом аппетитного чтения» (Д. Пинак).
Нельзя не сказать о проведении конкурсов (Южно-Уральская книга 20.., поэтические и т.д.). работа жюри очень сложна. Это ведущие авторы и издатели региона. Для качественной и эффективной работы им необходимо прочитывать большое количество разнообразных произведений. И всё это на общественных началах.
Наконец, игровое начало. Его, говоря о чтении, никак невозможно обойти. Выдающийся нидерландский историк Иохан Хейзинга, утверждает, что мировая культура – есть бесконечно развившийся и усложнённый принцип игрового начала; за пределами игры не остаётся ничего. Фестивали, литературные конкурсы и викторины, флешмобы и презентации, костюмированные шествия и читательские марафоны, создание ассоциации ПРОдвижение книги (М. Волкова) – решают некоторые проблемы. Но в основном использование игры в вопросе привлечения внимания к книге и чтению мы видим все чаще и чаще. (Н. Пикулева, М. Загидулина, М. Волкова, Л. Богдановская и практически все библиотеки.)
В сентябре в Челябинске появилась группа молодых энтузиастов Apmua, «За возрождения искусства» У них есть электронный адрес, но работают они на «улице». На асфальте пишут, а на «Кировке» читают стихи, на стенах домов, показывают классические фильмы и развешивают репродукции картин.
Значит, пробивается трава сквозь асфальт, значит, здоровые начала в жизни побеждают. Делай, что должно, и будь, что будет.
P.S. Я не касаюсь воспитания читателя с помощью интернета, поскольку этот вопрос требует особого рассмотрения и обсуждения.
Н.С. Шмидт, руководитель Центра чтения ЧОУНБ
1 октября 2011г.

_______________________
30.06.2011г.
Подведены итоги конкурса на звание "Самый креативный библиотекарь отдела читальных залов ЧОУНБ" за 2011 год. Победителем названа Мухамедьярова Марина Владимировна, библиотекарь зала № 2, всегда позитивная, оптимистичная, искрящая новыми творческими идеями.


Последней работой победительницы на сегодняшний день явилась книжная выставка "Химия и жизнь" о вреде ГМО и фаст-фудов (см. главную стр. нашего блога, за 29.06.11), при оформлении которой Марина Владимировна использовала новаторские творческие идеи, например, рядом с книгой о вреде ГМО присутствуют наглядные макеты продуктов. ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!
Призываем всех коллег по цеху проявлять креативность и успехов Вам!
_____________________________
апрель 2011г.
Разговор Русалки с Тишиной /Из блогов/

Предлагаем Вашему вниманию дискуссию на тему Место библиотеки в современном обществе. Присылайте нам на ящик редакции Ваши письма. Вот один из вариантов:
Русалка:
Библиотека – отмирающее учреждение?
Комп заменил все. Пусть не любую книгу, но многие можно найти в цифре, статью из журнала – также. Зачем нужны библиотеки? Большинство из библиотек сейчас стоят полупустые. Книжный бум закончился еще в 90 – е годы. Сменились ориентиры нашего общества в целом, общественные жизненные ценности. Даже знания стали не нужны, дипломы покупают. Люди активно заняты добыванием денег, часто любой ценой. Цель библиотеки – дать знания, развивать интеллект и духовную жизнь. Нужны ли обществу сейчас библиотеки и, если - да, то в какой форме? Как мемориальные центры хранения уникальных теперь книг? Как культурные центры? Как развлекательные центры? Как научно – культурные центры?
Тишина:
Библиотека – отмирающее учреждение?
Библиотека – структура удивительная. И не только потому, что мы не все понимаем, что в ней происходит, а потому, что у нее еще и великое будущее. Только, может быть, название изменится и форма – чуть – чуть или неузнаваемо почти. Если уничтожить библиотеки, как раньше взрывали храмы, человечество подрубит еще один корень, от которого питается.
Русалка:
Жизнь библиотеки.
Спасибо за оптимизм! Ты смотришь в корень: библиотека в таком виде умирает. Какой она будет или какой ее сделаем мы? Вот что интересно. Мы забыли специализацию нашей библиотеки - научная. Нужно работать на науку, на студентов. А наш контингент все чаще – инвалиды, пенсионеры, соцработники. Мне очень нравился рассказ Зинаиды Альфонсовны о посещении библиотеки Чикаго. Это культурный центр. Он объединяет множество обществ, организаций под одной крышей. Библиотека присоединяет свою работу (выставки книг, выступления). Безработица: центр занятости приглашает юристов, работодателей, бизнесменов, психологов и проводит занятия для зарегистрировавшихся на бирже, реально помогая им найти работу. Библиотека рекомендует книги по теме. Не нужно вымучивать темы к датам, которые мало кому пригодятся. Работать не в пространство, не на коллег, которым часто одним интересны наши выставки, а для людей.
А как ты смотришь на то, чтобы вынести наш разговор на блог библиотеки? Иногда в кулуарах слышишь очень острые суждения, интересные идеи. Но при этом, полное неверие, что что – то можно изменить. «Изба – читальня!»
Тишина:
- Смотрю в корень и вижу, что надземная часть «растения» может иногда отмирать на год-два, а в это время корни уходят глубже и находят источник жизни. Вот если мы не будем видеть, ощущать будущее Библиотеки – значит «отомрем» вместе с «надземной частью». Библитека – культурный центр, и нужно искать истоки культуры, если хотим найти исток Библиотеки. Затихает жизнь познающего и созерцающего духа – истощается культура.
___________________

2 декабря 2010г.
Сегодня, дорогие наши читатели, мы хотим рассказать Вам о Центральной библиотеке города Сатка Челябинской области (Урал)
В Сатке на улице Солнечной  торговые центры, салоны модной одежды, большие и маленькие магазины, а внутри и вокруг них - настоящий людской водоворот. Среди такого вихря суеты расположилась хранительница мудрости и знаний - Центральная библиотека.
Для нескольких поколений читателей эта библиотека была окном в Россию, окном в мир. Здесь читали, учились, думали, менялись сами  и  свою жизнь. Менялась и библиотека, но всегда оставалась домом для тех, кто ставит перед собой новые задачи.
В библиотеке всё интересно: и парадный вход, и витринные окна; притяги¬вают взгляд и призывают пройти в библиотеку современный дизайн и уютный интерьер. Нет унылости и старомодности. Всё ярко, динамично, современно. Слаженная работа всех отделов и стремление сделать посещение библитеки комфортным и приятным - всё это ежедневный труд библиотекарей.
Из века в век с библиотекой...

Под таким девизом прошел 2010 год - год столетия Центральной библиотеки. Век назад, в ноябре 1910 года библиотека распахнула свои двери для читателей. Далека и интересна её судьба. Все началось в 1900 году с 40-50 книг, которые помещались в одном из бухгалтерских шкафов Саткинского чугуноплавильного завода. Читателем этих книг была в то время одна единственная учительница женской школы Падучева Анастасия Ефимовна. Первым библиотераем у нас была Коровина Мария Аристарховна (на фото рядом).

Библиотека не пополнялась до 1906 года и только в 1906 году, с проведением железной дороги, идущей от Уфы до Златоуста, управителем Саткинского метзавода Писаревым была организованна коллективная выписка газет и журналов на средства завода. 10 ноября 1910 года на здании читальни была установлена вывеска «БЕСПЛАТНАЯ ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА» - это был День рождения Библиотеки. Сегодня ЦБС Сатки - современная уютная библиотека.
4 октября 2010г. в ЦБС открыт виртуальный читальный зал Российской государственной библиотеки.

11 ноября 2010г. в Сатке с успехом прошел второй книжный фестиваль «Время читать!» и произвел настоящий фурор среди саткинцев (читайте в этом блоге на главной странице сообщение "Фестиваль в Сатке" за 11.11.10г.).


Усовершенствование библиотечных услуг, привлекательность для разных групп пользователей – так можно охарактеризовать те преобразования, которые произошли в 2010 году - в год столетнего юбилея Центральной библиотеки.
Вот такие мероприятия проводит сейчас Центральная библиотека Сатки:
"Учебники! Дешевле не бывает!"  Библиотека организует акцию-ярмарку «Учебники – дешевле не бывает!». У вас остались учебники по школьной программе и вам они больше не понадобятся? Приходите в Центральную библиотеку и здесь вы сможете обменять или продать школьную литературу. Так же у вас уникальная возможность приобрести необходимые учебники по выгодной цене.
Романтический вечер для тех, кому за… «Прекрасное чудо – любовь» (прошёл 12.02.2010)
12 февраля Центральная библиотека пригласила всех желающих на романтический вечер. В начале вечера цыганка Аза гадала гостям на любовь, звучала романтическая музыка.
Затем, в результате начала «любовной эпидемии», присутствующих позвали на обследование медсестра Влюблянская Валентина Любимовна и доктор пара-психо-амуропатолог Сердцеедова Валентина Поцелуевна.
Всем раздали карточки для медосмотра. С помощью конкурсов и игр «медработники» проверяли здоровье «пациентов».
Гости играли в воздушный волейбол, танцевали с шариками, кавалеры придумывали из туалетной бумаги наряды для своих дам, интересными получились скульптуры на тему любви, которые «слепили» участники.
Между конкурсами представлялись концертные номера - песни в исполнении Саврулина Никиты. В итоге вечера выбрали Валентина и Валентину, которым вручили билет на двоих в краеведческий музей. Доктор прописал всем витамин в виде торта с чаем и рекомендовала читать больше книг о любви, к ее советам все незамедлительно прислушались.
Книга Отзывов библиотеки пополнилась новыми записями благодарных читателей с просьбами чаще организовывать подобные мероприятия.

«Библиоресторан «Вкусная книга» (02.04.2010)
2 апреля в актовом зале Центральной библиотеки состоялась выставка новых книг под необычным названием «Библиоресторан «Вкусная книга» приглашает…». В процессе подготовки данной выставки работники библиотеки использовали метафору «книга — пища для ума и души», применили нетрадиционные формы и способы представления книги и привлечения к чтению.
Столы в актовом зале были оформлены в стиле ресторана. Выставка состояла из семи разделов:
Бизнес-ланч - это информационный завтрак делового человека из быстрого чтения периодической печати, в который входит только самая свежая периодика, а из-за своего разнообразия она ориентирована на широкий вкус.
Холодные блюда - вашему вниманию предложены легкие, не требующие больших умственных усилий, книги об обеспеченных и успешных людях, имена которых, как правило, у всех на слуху.
Горячие блюда - самые яркие имена и значительные произведения современных писателей.
Вторые блюда - их нельзя читать на ходу, каждое из этих произведений требует неспешного прочтения и осмысления.
Национальная кухня - многие современные рестораны угощают своих гостей блюдами национальных кухонь разных стран. Наш ресторан приготовил для своих посетителей-читателей свою подборку национальных блюд.
Десерт - легкий, воздушный, который не требует усилий для его поглощения. Десертные книги — в основном, легкие, любовные романы.
Винная карта - это подлинная коллекция ярких названий и благородных вкусов. Знакомство с ней способно подарить начинающему читателю удивительные впечатления.
Каждый раздел сопровождался пояснением к рекомендуемой литературе, которое раскрывает ассоциативную связь представленной литературы с названием раздела.
Бенефис читателя «С книгой по жизни» (28.04.2010)Стало традицией чествовать читателей, которые навсегда связали свою жизнь с книгой и библиотекой. Разные по возрасту, роду деятельности, увлечениям и интересам, но с одним что их объединяет - это безграничная любовь к книге и чтению, многолетняя преданность библиотеке.
Мы искренне гордимся такими читателями, они наши постоянные и верные друзья.
Бенефис читателя проводился по номинациям:
1 номинация - "Читатель - эрудит".
Победители в этой номинации Киселева Елена Александровна и Соколов Александр Анатольевич.
2 номинация: "Мистер исторического романа" - Сокуренко Петр Лукич.
Следующие номинации:
"Леди фэнтези" - Трушкина Ольга Геннадьевна
"Мистер и миссис детектив" - Гайнеева Аэлита Робертовна
Опарин Виталий Афанасьевич
"Леди иронического детектива" - Забирова Алена Вячеславовна
Леди классика" - Курбатова Надежда Федоровна
"Мистер лирика" - Эрлихман Владимир Ильич
"Леди любовного романа" - Климович Анна Алексеевна
Читатель библиотечных симпатий" - Насибулина Людмила Анатольевна
В номинации "Самый преданный читатель" - Худякова Алевтина Александровна и Пирожкова Ольга Васильевна
Как сказала Худякова Алевтина Александровна - она читатель с 80-летним стажем!.
Нашим номинантам было задано несколько вопросов, на которые они с удовольствием ответили. Праздник прошел в очень теплой, душевной обстановке. Все участники получили дипломы и подарки на память.
За чашечкой чая Эрлихман В. И. читал свои лучшие стихи.
Традицию чествовать своих лучших читателей библиотекари продолжат и в дальнейшем.
Конкурс профессионального мастерства «Моя профессия – библиотекарь» (27.05.2010)


27 мая в ДК "Строитель" прошел конкурс профессионального мастерства среди библиотекарей района.

В конкурсе принимали участие пять участниц. Все они - очаровательные женщины и профессионалы своего дела. Это - Гульнара Галиулина - зам. директора МУ "Централизованная библиотечная система" Саткинского городского поселения, Юлия Сибагатова - библиотекарь детской библиотеки, Людмила Кириенко и Лариса Масалимова из города Бакал и Светлана Головина - из п. Бердяуш. В ходе конкурса участницы рассказали о том, как и за что они любят свою профессию, соревновались в скорости и качестве записи читателей, узнавали литературных героев.
Заключительный конкурс - "Домашнее задание" удивил всех зрителей, назывался конкурс "Хочу, чтобы стало традицией!"и в нем все участницы должны были представить свои самые заветные профессиональные мечты.
Конкурс "Моя профессия - библиотекарь" показал насколько интересен и разнообразен труд библиотекарей, позволил еще раз убедиться, что в Саткинских библиотеках работают творческие личности, профессиональные специалисты и просто замечательные женщины.
Конкурс «Читающая семья» (30.09.2010)
30 сентября сотрудники библиотеки пригласили в гости своих читателей для участия в конкурсе «Читающая семья». Семьи-участницы поразили жюри и зрителей своими литературными знаниями и способностями.
Ночь в библиотеке (29.10.2010)
Поздний вечер. Библиотека. Звучит приглушенная музыка. Темноту помещения нарушает лишь свет настольных ламп. Так встретили саткинцев сотрудники Центральной библиотеки, которая впервые открыла свои двери ночью.

Собравшихся ожидали игры и конкурсы, причем гостям было предложено самим решать, чем заняться. Познакомившись с программой, гости начали вечер с конкурса «Кладоискатели». Задача оказалась не простой. Искатели собирали пазлы (из пазл должна получится книга, которую нужно найти на книжных стеллажах и в которой находилось следующее задание), а так же отгадывали ребусы, вспоминали известные литературные произведения. Каждая следующая подсказка с заданием была надежно спрятана, а единственным источником освещения служили фонарики. Решив все загадки, команды заполучили карты и по этим картам «откопали» клады – торты и конфеты.
Тем, кто не захотел присоединиться к кладоискателям, были предложены другие занятия: работал кинозал, караоке-бар, фотостудия, бесплатный Интернет.
Проверить свою сообразительность можно было в викторине «Заморочки из бочки».
У девушек была возможность обратиться к предсказательнице, которая гадала по книге перемен.
Завершилась Ночь в библиотеке чаепитием со сладкими сокровищами.
В 2006 ГОДУ Центральная библиотека обслуживает 2700 человек, книжный фонд - 59 тысяч экземпляров. В этом году директором ЦБС становится Анна Анатольевна Калашникова. 16 ноября 2009 года состоялось торжественное открытие новой Центральной библиотеки. Сегодня количество читателей в ЦБ примерно 4000 человек, в день среднее количество посещений 100 человек.
Директор МУ «ЦБС» Анна Анатольевна Калашникова тел/факс 8 (35161) 4-37-89
Зам. директора МУ «ЦБС» Гульнара Минулловна Галиуллина . 
______________________________
28 октября 2010г.
 Мобильная библиотека


В селе Миасское Красноармейского района состоялась презентация мобильной библиотеки КИБО.

В Челябинскую область прибыл уникальный мобильный комплекс – библиомобиль КИБО (комплекс информационно-библиотечного обслуживания), разработанный в рамках проекта «Создание мобильной системы обслуживания населенных пунктов, не имеющих библиотек» Федеральной целевой программы «Культура России (2006–2011 годы)» Министерства культуры РФ.
В качестве пилотного проекта библиомобиль поставлен в числе первых в Челябинск – Челябинскую областную универсальную научную библиотеку, а также в ряд регионов России – Кострому, Архангельск, Вологду, республику Коми и Иркутск.
Фонд «Пушкинская библиотека» стал исполнителем государственного заказа на разработку концепции мобильной системы библиотечного обслуживания населения и на создание первых образцов «библиомобилей» – специально оборудованных транспортных средств, отвечающих требованиям эксплуатации в сельской местности с использованием современных информационных технологий.
Комплекс КИБО призван формировать для жителей региона единое информационное и культурное пространство и создавать равные условия доступа к информации для различных групп населения.
КИБО  представляет собой фургон, где есть комплект складной мебели на 7 человек, спутниковая интернет-платформа, два ноутбука, оргтехника, мультимедийный проектор, микрофон и звукоусилители, т.е. всё для быстрого развертывания в рабочее положение для проведения лекций, культурно-массовых мероприятий, видеоконференций, как небольших, рассчитанных на внутреннее помещение библиомобиля, так и более масштабных, в том числе и на открытом воздухе. Комплекс оборудован системой наружной автомобильной громкоговорящей связи.
От предыдущих передвижных библиотек КИБО отличает высокая техническая оснащенность и, соответственно, возможность предоставления новых услуг. Библиотекарь комплекса поможет пользователям в поиске необходимой информации в Интернете, в ксерокопировании и сканировании документов, в приеме и отправке электронной почты. В каждом автомобиле КИБО есть возможность организации сеансов IP-телефонии, что будет очень удобно для жителей отдаленных районов, а также предоставлен доступ к справочно-правовым информационным системам. Все услуги для жителей сел бесплатны.
В комплекс вмонтированы стеллажи, на которых размещается библиотечный фонд, предусмотрены места для хранения периодических изданий, размещения картотек и каталогов. Фонд библиотеки включает 1000 разнообразных по тематике книг и 200 мультимедийных изданий на различных носителях (CD, DVD). Читатели могут также пользоваться услугами абонемента и заказывать книги из центральных библиотек.
Для облегчения доступа людей с ограниченными возможностями КИБО оснащен специальным подъемным устройством, а для маленьких читателей в автобусе есть детский уголок с разнообразными развивающими книгами, играми, наборами для рисования, игрушками, кукольным театром.
Комфортное пребывание внутри комплекса обеспечивается качественной термоизляцией и независимой системой отопления и кондиционирования, в комплексе автономный генератор, который позволяет всей технике работать автономно.
Сама идея подобного автомобиля не нова – передвижные библиотеки давно существуют и в нашей стране, и за рубежом. Первая библиотека на колесах появилась в США в 1905 году. В 2003 году мобильный информационно-библиотечный центр начал действовать в Волгоградской области, в 2006 – в московском районе Кунцево появилась передвижная библиотека «Мобильная книга», с 2007 года «Библиобус» путешествует по дорогам Карелии.
Возможности библиомобиля на южноуральской земле будут опробованы в качестве пилотного проекта в Красноармейском районе. Определены населенные пункты, не имеющие библиотек, разработаны маршруты следования и программа мероприятий по библиотечному обслуживанию жителей удаленных сёл.

 Красная ленточка перерезана
 Представители Администрации оценили КИБО по достоинству
 Доступ в Интернет, показ фильмов, стиллажи новых книг, множество картотек на колёсах
 Внутри КИБО
На площадке собрались посмотреть на новшество все местные жители
_______________________________________
14.10.2010г.
Путь, полный свершений
 200 лет со Дня рождения Н. И. Пирогова

Быть счастливым счастьем других –
вот настоящее счастье, вот жизни земной идеал.
Н. И. Пирогов

В истории мировой науки  имя Пирогова  (1810 – 1881) стало бессмертным. Величайший русский хирург, анатом, педагог, общественный деятель, основоположник военно-полевой хирургии, член-корр. Петербургской АН.
Николай Иванович Пирогов является основателем топографической анатомии.
Он создал уникальный анатомический атлас по распилам замороженных человеческих тел, на полтора века предвосхитив открытие компьютерной томографии.

 Когда Николаю исполнилось 14 лет, он поступил на медицинский факультет Московского университета. В 25 лет защитил докторскую диссертацию и в 26 стал профессором хирургии. С 1841 г. Н. И. Пирогов проработал более 10 лет в Медико-хирургической академии Петербурга и создал первую в России хирургическую клинику. В ней он основал еще одно направление медицины – госпитальную хирургию.

Всю свою жизнь отдал этот замечательный врач, ученый и педагог беззаветному служению отечественной науке и своему народу. Велики заслуги Пирогова перед русской армией. Он являлся участником четырех войн: Кавказской (1847), Крымской (1854-1855), Франко-прусской (1870) и Русско-турецкой (1877). Рядом с именем Пирогова часто можно видеть слово «впервые». Впервые в мире Пирогов применил эфирный наркоз на поле сражения; впервые предложил и применил гипсовую повязку; первым основал «общину сестер попечения о раненых и больных» – так на полях сражения появились сестры милосердия. Первый в мире предложил и организовал «сортировку» раненых.
Первый топографо-анатомический атлас был создан Пироговым. «Топографическая анатомия» до сих пор является непревзойденным классическим образцом, и еще долго будет служить источником знания для многих поколений анатомов и хирургов. И это не весь перечень великих дел Н. И. Пирогова. Его гениальный ум, интуиция и идеи опережали время.
Память о великом хирурге сохраняется и сейчас. Ежегодно в день его рождения присуждаются премия и медаль его имени за достижения в области анатомии и хирургии. В доме, где жил Николай Пирогов, открыт музей истории медицины, кроме того, его именем названы некоторые медицинские учреждения и городские улицы.
«Народ, имевший своего Пирогова, — говорил Н. В. Склифосовский, — имеет право гордиться, так как с этим именем связан целый период развития врачебноведения.»
14 октября 2010г. в зале периодики ЧОУНБ состоялась презентация выставки «Путь полный свершений».

На выставке вы увидите редкие, в том числе прижизненные издания Н. И. Пирогова. Его знаменитый «Дневник старого врача, писанный исключительно для самого себя, но не без задней мысли, что может быть, когда-нибудь прочтет и кто другой», «Вопросы жизни» 1884 г. ; Хирургическую анатомию..» 1854 г., «Начала общей военно-полевой хирургии» изданной впервые на русском языке в Дрездене в 1865 г., «Севастопольские письма и воспоминания» 1950 г. Более семидесяти источников будет представлено на выставке. Очень хочется, чтобы эти книги и в наше время обрели своего вдумчивого читателя.

Выставка продлится до 25 декабря 2010 г.
Из книг, представленных на выставке:


Хирургическая анатомия артериальных стволов с подробным описанием положения и способов перевязки их. / пер. с нем. Я. Блейхмана, – СПб. , 1854. – 296 с.

Пирогов Н.И. Начала общей военно-полевой хирургии, взятые из наблюдений военно-госпитальной практики и воспоминаний о Крымской войне и Кавказской экспедиции.- Дрезден, 1865. –
Ч. 1. – 629 с.
Ч. 2. – 1866 – 629 с.

Пирогов, Н. И. Вопросы жизни: дневник старого врача, писанный исключительно для самого себя, но не без задней мысли, что когда-нибудь прочтет и кто другой. СПб. : Русская старина, 1884. – 464 с.

Пирогов, Н. И. Сочинения : в 2т. / Н.И. Пирогов. – СПб. , 1887. –
Т. 1. С порт. автора и двумя видами - 512 с.,
Т. 2. С порт. и факсимиле автора и с прилож. статьи:

«Прощание Киевского учебного округа с Н. И. Пироговым» – 682 с.
Пирогов, Н. И. Севастопольские письма и воспоминания. / Н. И. Пирогов – М. : АН. СССР, 1950 – 652 с.
Пирогов Н. И. Собрание Сочинений : в 8-и.т. / Н. И. Пирогов – М. : Медгиз. – 1957.

Максименков, А. Н., Н.И. Пирогов его жизнь и встречи в портретах и иллюстрациях. / А. Н. Максименков – Л. : Медгиз. Ленингд. Отд-е, 1961. – 211с.

Пирогов, Н. И. Избранные педагогические сочинения / Н.И. Пирогов. – М. : Педагогика, 1985. - 496 с.

Золотарев, Б. Ю. Тайный советник : роман : (о Н.И. Пирогове) / Б. Ю. Золотарев, Ю. П. Тюрин – М. : Современник, 1986. – 686 с.

Брежнев, А. П. Пирогов / А. П. Брежнев. – М. : Мол. гвардия, 1990. – 476 с., [16] л. ил. - (Жизнь замечательных людей).
Захаров, И. С. Николай Иванович Пирогов : реформы и бессмертие / И. С. Захаров - СПб. : Изд-во ФГУП "ЦКБ МТ "Рубин", 2008 –
Кн. 1. 1810 – 1856 гг. – 2008. – 175 с.
Автор выставки О. А Семёнова
_________________________________________________
16/09/2010/                           Мамардашвили сегодня

«Философия начинается с удивления, и это – настоящее удивление не тому, что чего-то нет. Скажем, нет справедливости, нет мира, нет любви, нет чести, нет совести и т.д. Не этому удивляется философ. Философ удивляется тому, что вообще что-то есть». Эта мысль высказана выдающимся философом современности – Мерабом Константиновичем Мамардашвили, без сомнения, благодаря своему личному усилию, преодолевающему ложность и стереотипность мышления, пробившему свой путь в зону «вечной философии».

15 сентября этого года исполняется 80 лет со дня рождения этого неординарного человека, блестящего лектора, философа «сократовского» типа.
В зале периодической печати ЧОУНБ открыта выставка памяти М. К. Мамардашвили. На выставке представлены его работы, сборник статей и воспоминаний о философе, несколько журнальных статей с анализом роли и места мысли М. Мамардашвили в истории русской философии.
Знакомясь с творчеством этого философа, нельзя не удивляться глубине и вескости его слова. Если у кого-то были сомнения по поводу существования «истинной философии», они будут развеяны при обращении к мысли Мераба Константиновича.

Среди имеющихся в фондах Публичной библиотеки книг хочется особо отметить:

-«Психологическую топологию пути: лекции о романе М. Пруста «В поисках утраченного времени». Лекции были прочитаны в Тбилисском государственном университете в 80-е годы.
Особенностью книги является простой и, вместе с тем, глубокий язык автора, раскрывающий перед внимательными читателями глубины не только таланта французского писателя, но и их собственные не различаемые до того внутренние пространства.
-Сборник «Философские чтения», содержащий три основополагающих философских произведения М. Мамардашвили, посвященных проблеме сознания.
-Уникальную книгу «Символ и сознание», написанную в соавторстве с другим известным философом – А. М. Пятигорским.  Она будет интересна тем, кто более глубоко интересуется вопросами философской истины.

Библиотекарь зала периодической печати Насс А.Ф.
__________________________________________

Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию статью:
"Очень голодная гусеница". Работа по методу сторисек.
Мутав Людмила Николаевна, библиотекарь отдела иностранной литературы Челябинской областной детской библиотеки им. В. Маяковского

Вопросами развития духовно-нравственного просвещения и воспитания интересуются не только в нашей стране, но и за рубежом. Одной их лидирующих стран по продвижению чтения является Великобритания. Это страна книжных фестивалей и праздников.
Что же такое чтение? Как стать человеком читающим? Как вырастить и воспитать читающего ребенка? Не секрет, что читать умеют или хотя бы могут научиться все. Но не все становятся читателями. Не просто читателями на день-два в результате какого-то события, а на всю жизнь, при этом сохраняя любовь к книге навсегда. Научить читать проще, чем научить захотеть читать или полюбить читать. Существует много различных методов и приемов овладения навыками чтения, также существуют методы, приемы и даже проекты, вызывающие интерес к чтению. Один из таких проектов "Сторисек", о котором пойдет речь, был разработан в Великобритании в 1994 году и был отмечен европейской наградой - European Award. Сторисек всесторонне развивает детское чтение и приносит огромное удовольствие и наслаждение чтением.
Проект известен во многих странах. Наша страна не исключение.
В 2004 году Челябинская областная детская библиотека им. В.Маяковского заняла первое место во Всероссийском конкурсе "Мы и книга". За первое место мы получили комплект книг "Сто лучших британских книг для детей", изданных на английском языке. Среди них оказался сторисек со всеми методическими материалами. Сторисек в переводе с английского языка означает мешок историй. Полученный нами сторисек - это сторисек по книге Э. Карла "Очень голодная гусеница". Поскольку работа по нему принесла много радостных впечатлений, то я решила поделиться опытом с коллегами-библиотекарями: перевела на русский язык полученные из Великобритании и найденные в Интернете материалы. По ним была опубликована статья в журнале "Библиотечное дело" за 2008 год 23.
Сегодня о сторисеке знают во многих городах России. Очень радует, что сторисек не только изучают, но и начинают по нему работать. Например, детские библиотеки Пермского края и г. Железногорска Краснодарского края. В Железногорске планируют провести творческие лаборатории, выездные и стационарные развивающие комплексные мероприятия для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Идеей сторисека могут воспользоваться библиотеки, дошкольные и школьные учреждения, различные детские общественные организации, больницы, центры здоровья, спецшколы, центры коррекции детей, учителя, работающие с детьми, говорящими на нескольких языках, семейные центры и другие организации.
Поскольку сторисек содержит мелкие детали, то рассчитан на детей старше 3-х лет.
Идея сторисека заключается в продвижении детского чтения и обеспечения всем необходимым для получения удовольствия от совместного громкого чтения.
Основатель сторисека англичанин Нейл Гриффитс. В настоящий момент он почетный доктор филологии, соавтор книг по методологии обучения детей в дошкольном и школьном возрасте, автор книг о детях и играх и их взаимовлиянии. Он разрабатывает программы для детских садов и различные занимательные материалы для Центра Раннего Развития, создает игровые ресурсы, консультирует разработчиков детских игрушек, выступает на телевидении и радио, а также пишет художественные книги для детей и взрослых, за которые имеет престижные литературные премии.
Нейл Гриффитс постоянно проводит семинары по работе со сторисеком, посещает различные детские учреждения, участвует во многих литературных фестивалях, имеет свои сайты в Интернете.
Нейл Гриффитс работал над сторисеком в течение шести лет. За это время сторисек приобрел статус национального литературного проекта. Продвижению и распространению национального литературного проекта сторисека по всей Великобритании, а в последствии и в других странах содействовал британский институт повышения квалификации работников дошкольных и начальных школьных учреждений, назначивший директором проекта самого автора.
По мнению Нейла Гриффитса не дети должны много читать вслух, а взрослые. Он уверен, что такой подход самый главный подход при обучении ребенка чтению. Чем больше ребенок слушает, тем быстрее у него формируется навык читателя и развивается стимул к самостоятельному чтению. Нейл Гриффитс предлагает, сначала решить вопрос "Как помочь ребенку стать читателем?", и только потом "Как научить ребенка читать?".
У сторисека есть свои цели и задачи. Они сформулированы самим автором.
Цели сторисека: разно уровневый и разносторонний подход к книге в рамках общеобразовательных целей и задач, получение удовольствия от самой книги и от совместного громкого чтения.

Задачи сторисека: чтение хороших книг, расширение кругозора, пополнение и расширение словарного запаса, развитие навыков осмысленного чтения, навыков обсуждения художественного произведения, социальных навыков, формирование чувства уверенности в себе и стимулирование интереса к книге.
В отношении детской грамотности сторисек затрагивает такие аспекты как: расширение общего словарного запаса, расширение словарного запаса собирательных имен существительных, формирование позиционной терминологии, навыков правильного словоупотребления, навыков установления зависимостей, навыков применения аллитерации, чувства ритма, чувства рифмы, навыков положительного подражания, навыков прогнозирования и навыков программирования.
В Великобритании сторисек можно купить в магазинах или взять в библиотеке. По обучению работе со сторисеком проводятся различные курсы и созданы специальные школы. Сторисек создают различные учреждения.
В состав сторисека входят основанные на мультисенсорном подходе следующие компоненты: художественная книга, мягкие игрушки и реквизиты к книге, научно-популярная книга, аудиокассета, языковая игра, шпаргалки для родителей.
В понимании Нейла Гриффитса сторисек это не просто мешок историй, а большой полотняный мешок, внутри которого находится высококачественная художественная иллюстрированная детская книга с дополнительными соответствующими материалами, стимулирующими детское чтение.
К высококачественной художественной иллюстрированной детской книге относят книгу высокого полиграфического качества, имеющую престижные награды и премии за содержание и иллюстрации.
Мягкие игрушки и дополнительные реквизиты помогают оживить книгу. Игрушки развивают словарный запас, помогают изучить образ главных героев книги, развивают понимание прочитанного. Мягкие игрушки сторисека - это главные герои художественной книги, реквизитами же могут быть бытовые предметы из книги, предметы обихода, либо предметы окружающей среды. Иногда дополнительно к реквизитам сторисека относят театральный экран или театральные коврики.
Научно-популярная книга вложена в набор с целью развития всесторонних навыков чтения, и для формирования читательского вкуса. Она соответствует тематике художественной книге, расширяет и дополняет ее научно-познавательными фактами на доступном детском языке.
Аудиокассета сторисека позволяет детям прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, а также навыки пересказа и рассказывания.
Великолепными средствами выражения мысли являются языковые игры. Языковые игры необходимы на ранних стадиях обучения чтению и при формировании читательских навыков. Они занимательны и увлекательны! Игры доставляют удовольствие, развивают новые навыки, расширяют словарный запас, закрепляют понимание прочитанного и помогают изучить языковые особенности. Игры в сторисеке предназначены для поддержания и совершенствования опыта чтения хороших книг.
К сожалению, не все родители находят чтение интересным и легким занятием. По этой причине в состав сторисека входят шпаргалки для родителей. Шпаргалки созданы для оказания своеобразной "скорой помощи" и содержат всевозможные вопросы и задания. Они вовремя дают необходимый совет и придают уверенность.
Сторисек помогает сделать процесс чтения жизненной потребностью детей. Этому способствует вовлечение их в доброжелательную комфортную атмосферу общения с книгой в кругу близких им людей.
Сторисек дает детям возможность наслаждаться чтением, увлекаться прочитанным, сочетая познавательное с полезным и приятным.
Бесспорно, британский литературный проект сторисек можно применить в российских библиотеках, как один из методов работы с книгой.
Этот проект предоставляет библиотекарям массу творческих возможностей.
1 июня 2010г.
_______________________________
Национальная программа поддержки и развития чтения – в действии: итоги Года чтения в Челябинской области

Министерство культуры Челябинской области и Челябинская областная универсальная научная библиотека выпустили в свет сборник «Год чтения в Челябинской области. От идеи к воплощению», отражающий региональный опыт реализации Национальной программы поддержки и развития чтения. Книга открывается статьей министра культуры области В.Н. Макарова «Новый импульс в продвижении книги и чтения».
В сборнике освещен опыт работы библиотек области, местных издательств, учреждений образования по реализации Национальной программы поддержки и развития чтения. Особое внимание уделяется проектной и инновационной деятельности библиотек, библиотечному обслуживанию различных читательских групп, социальному партнерству.
Материалы сборника предназначены для библиотечных специалистов, работников издательств, книгораспространителей, а также для всех заинтересованных в расширении пространства книги и чтения.
23.04.2008